|
Обоснование новой системы нормирования в строительстве
Смена экономической формации в России и изменение
концептуальных основ управления экономикой привели к противоречиям
между требованиями нового рыночного порядка инвестиционно-строительной
деятельности и старыми формами, правилами и методиками
административного планирования и управления строительным производством.
Естественным образом отмирают важнейшие элементы
старой административно-командной системы нормирования и ценообразования
в строительстве, разрушаются связи плановых процедур определения
предстоящих инвестиционных, строительных и эксплуатационных затрат.
Становится невозможным в рамках старых
административных правил полноценно использовать основные принципы
рыночного хозяйствования: – мониторинг рыночных цен; оптимальное
планирование затрат; учет конъюнктуры рынка труда, машин и материалов;
прогнозирование издержек жизненного цикла объекта инвестиций.
Наблюдается исключение из делового оборота
действующих сметных и производственных норм на строительные процессы,
которое приобретает массовый, цепной характер под влиянием
научно-технического прогресса, внедрения зарубежной практики и широкого
применения новейших технологий, материалов, оборудования, современных
требований к качеству, срокам строительства и окупаемости капитальных
вложений.
Не прошли бесследно десять лет работы в новых
условиях перехода к рыночным отношениям, появились явные признаки
изменения системы нормирования в строительстве, которые необходимо
проанализировать, систематизировать и сформулировать в принципы и
направления дальнейшего реформирования системы.
В настоящее время отсутствует внятная,
транспорентная концепция и даже обоснованные предложения
научно-методических основ формирования сметно-нормативных баз и
отдельных сметных нормативов, отражающие рыночные условия в
планировании и управлении инвестиционно-строительным процессом и
воспроизводственными программами реконструкции и ремонта основных
средств.
Пока нет общепринятых определений основных понятий
сметного нормирования в новых условиях, отсутствуют современные
дефиниции традиционных положений, которые могут быть использованы в
новой системе, и формулировки рыночных элементов сметного нормирования
и ценообразования в строительстве.
В настоящее время требуется определение целей и
разработка методики их достижения на основе рыночных постулатов,
обоснование реальных и наиболее перспективных направлений
реформирования системы и прогноз возможных последствий этих изменений
для экономики строительства.
Подошло время подготовки, обсуждения и признание
специалистами концептуальных решений, выявление текущих изменений
системы и определение будущего рыночного порядка нормирования ресурсов
в строительстве.
Административная система нормирования
Система нормирования ресурсов в строительстве,
созданная для централизованной плановой экономики, с незначительными
изменениями действует до настоящего времени.
В СССР была создана уникальная и самобытная система
сметного нормирования в строительстве, учитывающая не только требования
и задачи централизованного директивного планирования, но и традиции
отечественной хозяйственной деятельности.
Основой административной системы нормирования в строительстве являлась 4-х уровневая система норм и нормативов:
производственные нормы и расценки;
элементные сметные нормы и единичные расценки;
укрупненные сметные нормы и расценки;
сводные показатели стоимости и потребности в ресурсах.
Производственные нормы предназначены для
планирования, учета и контроля над использованием строительных ресурсов
на объектах строительства, в подрядных организациях. Область применения производственных норм – оплата
труда рабочих и средств механизации строительства, контроль над
списанием материалов и исходная база данных для формирования сметных
норм других уровней управления. Нормативы производственного уровня разрабатываются
методами технического нормирования, которые обеспечены
профессиональными методиками и имеют многолетний опыт практического
применения («Положение о производственном нормировании расхода
материалов в строительстве, СНиП 5.01.18-86», «Основы методики
технического нормирования труда в строительстве», «Руководство по
техническому нормированию труда рабочих в строительстве»). Производственные нормативы разрабатываются
опытно-статистическим методом, включающим натурные наблюдения рабочего
процесса, определение фактического расхода ресурсов на рабочем месте
(фотоучет) и статистическую обработку полученных данных с учетом
интересов и ограничений системы. Основными носителями нормативной информации
производственного уровня являлись ЕНиР – единые нормы и расценки на
строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы (последнее
издание Госстроя СССР 1987 г) и ОПНРМ – общие производственные нормы
расхода материалов в строительстве (издание Минстроя СССР 1986 г).
Дополнительно к единым и общим производственным
нормам в административной системе были разработаны ведомственные (ВНиР)
и местные (МНиР) нормы и расценки. Общее количества производственных
нормативов в советской системе нормирования ресурсов в строительстве
составляло более ста тысяч нормативов. Сметные нормы являются специально разработанными
только для строительства экономическими показателями, упрощающими
сложные и многоуровневые расчеты стоимости строительства, эффективности
капитальных вложений и договорных цен. Сметные нормы объединяют и усредняют расход
ресурсов для рабочих операций в расчетные показатели потребности в
ресурсах для строительных процессов, но при этом снижается точность,
повышаются риски и ошибки экономических расчетов. Сметные нормы
укрупняют производственные нормы базового состава до уровня
строительно-монтажного процесса, имеющего вид законченной строительной
продукции (конструкции или работы) и уникальную единицу измерения. Степень укрупнения (агрегирования) сметных норм
(элементные, укрупненные, сводные) определяется требованием к
нормативной информации для решения задач на всех уровнях планирования и
управления строительством, формирования договорных взаимоотношений для
всех участников инвестиционно-строительного процесса. В административной системе был разработан комплекс
сметных нормативов: элементные сметные нормы ЭСН-84; единые районные
единичные расценки ЕРЕР-84; сметные нормы и расценки СНиР-91;
укрупненные сметные нормы УСН и расценки УР; прейскуранты на отдельные
комплексы строительных работ; сметные показатели по видам строительных
работ ПВР. Количество сметных нормативов, разработанных в системе
директивного нормирования, составляли десятки тысяч нормативных
показателей. Область применения сметных нормативов: – расчеты
обоснования инвестиций; определение стоимости строительства;
подтверждение выделенных объемов капитальных вложений; расчеты
потребности в ресурсах по специфицированной номенклатуре материалов;
формирование лимитно-заборных карт; оформление заявок на фондируемые
материалы в государственные органы материально-технического снабжения. Разработка сметных норм носит в основном
камеральный характер с использованием расчетно-аналитических методов
калькулирования на основе производственных норм и других справочных
материалов расхода ресурсов в строительстве. В системе нормирования важное место занимали
технологические карты рабочих процессов на типовые технологии
строительного производства и устройство основных конструктивных
элементов зданий и сооружений. По инструкции, в состав проектно-сметной
документации на строительство должен быть включен комплект типовых
технологических карт. Сводные нормы административной системы нормирования
стоимости строительства были представлены в виде укрупненных
показателей стоимости строительства (УПСС) и «миллионников» – норм
расхода ресурсов на 1 млн. руб сметной стоимости для объектов
отраслевого строительства, а для объектов реконструкции и капитального
ремонта – на 1 млн. балансовой стоимости основных фондов. Сводные сметные нормы разрабатываются на основе
фактических данных расхода ресурсов по объектам-представителям или
объектам-аналогам законченного строительства. Сводные нормы – отраслевые и территориальные
показатели стоимости строительства, в плановой экономике применялись
для планирования капитальных вложений и централизованного
материально-технического снабжения строек, для обоснования включения
объектов в государственные планы строительства по областям, краям,
республикам и по стране в целом. Особенности нормирования ресурсов в рыночных условияхСегодня уже понятно, что многие важнейшие элементы
административной системы нормирования в строительстве не работают в
рыночных условиях. Уже не востребована часть производственных норм
ЕНиР ввиду отсутствия в них показателей расхода новых строительных
материалов, расчеты с рабочими в строительстве выполняются не по
нарядам разрядной сетки 1986 г., а по другим системам и критериям
оплаты труда. Ушли в историю нормы «миллионники» – планирование и
распределение материальных ресурсов в строительстве государственными
органами не контролируется и не регулируется, а решается самостоятельно
самими предприятиями и собственниками инвестиционных ресурсов. Однако некоторые положения и понятия старого
порядка сметного нормирования целесообразно сохранить и в новой системе
нормирования, придав им новое содержание и современное наполнение:
сохраняется иерархическая структура системы нормативной информации;
применяются принципы поэтапного агрегирования результатов нормирования;
остаются без изменения границы и области применения норм для разных уровней планирования и управления;
сохраняют значение некоторые ограничения и отраслевые условия применения норм.
В тоже время качественное изменение принципов и
приоритетов экономических расчетов требует уточнение определений, их
смысла, содержания и введение новых дефиниций. Отличительной особенностью новых условий
нормативной работы в строительстве является отсутствие профессиональных
организационных структур, которые ранее разрабатывали все виды
строительных норм, нормативов и цен на основе единых директивных
указаний административных органов власти и управления экономикой в СССР. В период плановой экономики многочисленные
отраслевые институты, проектно-сметные бюро, нормативные станции
осуществляли сбор и обработку исходной информации для нормирования
ресурсов и обеспечивали эту работу в короткие сроки и в единообразной
форме. В рыночной условиях хозяйствования сметные нормы
являются справочной и рекомендуемой нормативной информацией и не могут
применяться в одностороннем порядке любым субъектом
инвестиционно-строительной деятельности. Действующие законы Российской
Федерации запрещают вмешательство административных органов и
должностных лиц в договорные отношения инвесторов, застройщиков и
подрядчиков, независимо от их организационно-правовых форм и
ведомственной принадлежности. Потребность в экономических нормативах определяется
спросом на эти услуги и заказом на их разработку. Массовая потребность
в новых нормативах возникают при решении задач оптимального
планирования и эффективного управления строительством, финансами и
налогами на уровне предприятий заказчиков и подрядчиков, в подрядных
строительных организациях. Сегодня в законном порядке невозможно отменить
ранее разработанные сметные нормы, или утвердить какие-либо новые
нормативы межведомственного характера. Использование показателей
нормативной базы в деловом обороте или отказ от их применения в расчете
стоимости строительства самими участниками строительства делает сметные
нормы действующими (востребованными) или недействующими. До тех пор пока нормы и правила ценообразования в
строительстве утверждаются, отменяются и публикуются в органах
исполнительной власти и отраслевого управления, до тех пор сохраняется
административный порядок планирования и управления стоимостью
строительства. Существующее состояние сметного нормированияПрактика сметного нормирования и ценообразования в
настоящий переходный период вынуждено использует нормативы
сметно-информационных баз, разработанных и утвержденных в СССР до 1991
г. Некоторые изменения в действующей
сметно-нормативной базе строительства имеют косметический характер, не
затрагивают капитальных, концептуальных основ нормирования и не меняют
их сущность механизма административного планирования и управления
инвестиционно-строительной деятельностью. В «новой сметно-нормативной базе ГЭСН-2000»
полностью сохраняется структура и содержание административных норм,
утвержденных в СССР в 1984 и 1991 годах. Корректировка показателей
редакционного характера выполняется без необходимых обоснований и
экономических расчетов, без проведения формальных процедур, регламентов
и экспертиз, без профессиональной оценки отдельных нормативов и баз
данных в целом. Количество новых сметных норм (для новых технологий
и материалов), разработанных после 1991 г., в утвержденной Госстроем РФ
нормативной базе ГЭСН-2000, в настоящее время крайне мало (несколько
десятков) по сравнению с требуемой базой сметных норм на новые
технологии – несколько тысяч нормативов и цен. Новые нормы в ГЭСН-2000 не заменяют старые
нормативы, а только дополняют и расширяют сметно-нормативную базу,
разработанную в советский период. Новые нормы для новейших технологий и
материалов вынужденно формируются по старым дореформенным правилам,
методикам и формам, обеспечивая их однородность и возможность
совместного применения старых и новых нормативов в сохранившейся
затратной форме определения сметной стоимости строительства. Широкое внедрение в практику ценообразования
строительства государственных элементных сметных норм (ГЭСН-2000)
является примером избыточного государственного влияния и регулирования
инвестиционно-строительного рынка. Закрытость и конфиденциальность
инвестиционно-строительной деятельности в настоящее время приносит
максимальную административную ренту и поэтому не востребованы открытые,
прозрачные модели экономических расчетов стоимости строительства и
адекватные им новые сметные нормы, нормативы и цены. Текущие цены на строительные ресурсыВажнейшим элементом в новой системе нормирования
строительства являются текущие цены на строительные ресурсы и услуги,
которые учитывают рыночные условия инвестиционно-строительной
деятельности в регионах. Сметные цены в плановой экономике имели стабильное
и долговременное действие. В рыночных условиях цена ресурса
устанавливается постоянно во времени и по месту на основе конъюнктуры
рынка, действия законов спроса и предложения и не зависит от
субъективных желаний и требований участников строительной деятельности. Текущие цены в новой системе нормирования
становятся основной и решающей информацией в планировании, организации
и управлении стоимостью инвестиционно-строительных программ. Без
современного регионального и корпоративного мониторинга цен на
строительные ресурсы новая рыночная система нормирования в
строительстве не может полноценно функционировать. Текущие цены в рыночной системе используются в виде
фактических (отпускных) цен поставщиков и производителей ресурсов,
средних (региональных) цен по специфицированному перечню ресурсов,
групповых цен для номенклатурных групп строительных ресурсов и сводных
цен по основным видам ресурсов в строительстве. Текущие рыночные цены для полноценных сметных
расчетов стоимости строительства могут быть получены только в системе
регионального или корпоративного мониторинга стоимости ресурсов труда,
орудий труда и предметов труда в строительстве. Становится все яснее концептуальное положение, что
если ресурс не включен в систему регионального мониторинга цен на
ресурсы в строительстве, то разработка норм расхода этого ресурса в
данной сметной базе не нужна. Однако, ввиду отсутствия опыта рыночного
мониторинга в практике ценообразования, наблюдение за текущими ценами
на ресурсы в строительстве пока проводится на низком
организационно-методическом уровне, а в некоторых регионах вообще не
проводится. Качество мониторинга текущих цен на ресурсы в
строительстве в значительной степени зависит от доступности,
достоверности и объективности исходной информации:
строительные материалы – ценовая информация публична и доступна по изготовителям, но не систематизирована для нужд планирования;
строительные машины и оборудование, – данные об аренде
скудные, недостаточные для получения объективных показателей с
необходимой точностью и достоверностью;
оплата труда – фактические данные по заработной плате
получить невозможно, а статистические, бухгалтерские и налоговые отчеты
строительных организаций дают искаженные данные даже в пределах одной
территории.
Отсутствие опыта и фактических данных постоянного и
стабильного наблюдения за ценами серьезно усложняют создание
научно-обоснованных методик и разработку рекомендаций для формирования
полноценных региональных и корпоративных систем мониторинга текущих цен
в строительстве. В настоящее время текущие цены рыночного характера,
разработанные на основе наблюдения, анализа и обработки отпускных цен
на ресурсы в регионе, подменяется ценами разработанных на основе
базовых цен прошлых периодов с коэффициентами (индексами) пересчета цен
в текущий уровень. Основными проблемами современного этапа получения и применения текущих цен в строительстве являются:
создание структур мониторинга цен и организация сбора исходных данных в регионах;
формирование правил сопоставимости исходных и расчетных показателей по территории и во времени;
разработка методик функционирования (сбор, анализ, обработка и
применение) современных систем регионального и корпоративного
мониторинга цен в строительстве. Индексы изменения стоимостиИндекс изменения стоимости строительства
определяется арифметическим отношением текущей (сегодняшней) цены к
цене любого прошлого периода (базисной) какого-либо ресурса, группы
ресурсов или комплекса строительных работ и при отсутствии постоянного
наблюдения за ценами текущие индексы нормальным образом обосновать и
рассчитать невозможно. Плановые индексы для будущих периодов можно
разработать только методами прогнозирования на основе текущих индексов
для предыстории – длительного периода мониторинга цен в строительстве. Индексы пересчета базисных цен на ресурсы в текущие
цены являются вторичной нормативной информацией и широко применяются в
период неопределенности экономических отношений, на этапе
функционирования суррогатной экономики, при переходе от
централизованной административной системы к рыночным отношениям. При
установлении цивилизованного открытого порядка инвестирования и
строительства индексы как субъективный инструмент определения стоимости
отмирают и занимают соответствующее место и позиции в экономическом
обосновании и нормативном обеспечении инвестиционной деятельности. Текущие индексы изменения стоимости, как
нормативные показатели ценообразования, способствуют решению задач
приведение к сопоставимому виду сметных затрат, разнесенных по времени
и территории:
прогнозирование изменения стоимости за время строительства;
сравнение текущей стоимости строительства с аналогичными показателями прошлых периодов;
определение динамики изменения цен во времени по видам
ресурсов, комплексам работ, типовым объектам и отраслевым группам
объектов строительства;
формирование территориальных коэффициентов изменения стоимости основных видов строительных ресурсов;
определение стоимости будущего строительства в концептуальных и ориентировочных сметах;
расчеты обоснования инвестиций и эффективности капитальных вложений на жизненный цикл инвестиционного проекта.
Коэффициенты (индексы) не предназначены для
определения абсолютных значений цен и стоимости на специфицированном
уровне сметного расчета. Законодательство в России запрещает применение
фиксированных коэффициентов (индексов) изменения цен, определение и
регулирование стоимости строительства государственными и
административными органами власти для всех хозяйствующих субъектов,
независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной
принадлежности (постановление правительства РФ от 5.03.95 № 239 с
изменениями от 16.06.01 «О государственном регулировании цен»). Однако, вопреки действующему законодательству
определение договорной стоимости строительства, и даже расчеты за
выполненные работы, во многих регионах страны до сих пор выполняется с
использованием индексов пересчета стоимости, рекомендуемой и
утвержденной органами власти и административного управления. В России, в силу огромной территории, уровень цен
имеет значительные колебания в зависимости от мест производства
ресурсов и транспортных затрат на доставку их на строительные площадки.
В тоже время пока нет условий проведения полноценного мониторинга цен в
каждом регионе страны, а государственные статистические данные не
соответствуют рыночным стандартам. В этих условиях необходима какая-либо информация,
позволяющая получить уровень региональных индексов хотя бы в первом
приближении. Однако здесь много нерешенных и не рассмотренных (даже
пока не сформулированных) научных, методических, организационных и
коммерческих проблем, без решения которых расчет таких индексов
становится очередной фикцией суррогатной экономики. Сметные нормыСметная норма включает комплекс дискрептивных
характеристик, натуральных и стоимостных показателей расхода ресурсов,
используемых при выполнении рабочего процесса – сметной работы. Нормы расхода ресурсов в натуральных измерителях
(ресурсные нормы) самые многочисленные показатели в нормировании
строительства и самые востребованные в строительных фирмах, в
организациях заказчиков-застройщиков и у других участников
инвестиционно-строительной деятельности. В основной массе сметных расчетов будущего
строительства в настоящее время используются применительно старые
сметные нормы для технологии строительства, установленной в директивной
системе 80 годов прошлого века. Сложность разработки новых сметных норм в
одинаковой степени относится к формированию профессионального перечня
современных сметных работ, к организации и методике расчета самих
ресурсных норм, а также к регистрации и практике применения текущих цен
на эти ресурсы, полученные по данным регионального рынка. Нормы расхода в натуральных измерителях на новые
работы, технологии и материалы принимаются по паспортным данным и
техническим условиям изготовителей, а удельные показатели потребности в
машинах и живом труде по старым нормам ЕНиР или по приближенным оценкам. Сегодняшняя практика разработки сметных показателей
расхода материалов ограничена нормированием строительных работ для
новых технологий или материалов, отсутствующих в базе данных. В тоже
время требуется пересмотр практически всех показателей старой сметой
базы строительных нормативов. Количество вновь разрабатываемых норм пока
незначительно и в основном направлено на формирование разновидностей
элементных норм для рабочих операций по типам, сортам и размерам
нормируемых сметных рабочих процессов. Сметные расценкиЦенность расценок в сметном ценообразовании
заключается в их компактности, удобстве применения и возможности
быстрого пересмотра и корректировки. Точность расчета стоимости по сметным расценкам
несколько ниже, чем в прямой калькуляции по сметным (ресурсным) нормам
и текущим ценам, однако, это компенсируется простотой расчета и
значительным снижением времени на разработку сметной документации. Сегодня проблема сметных расценок заключается в
том, что они утверждаются (рекомендуются) административными органами
власти и управления (ФЕР-федеральными, ТЕР- территориальными) и,
соответственно, нормы расхода, цены и правила формирования сметных
расценок общего применения устанавливаются исходя из интересов и
требований чиновников, а не независимых заказчиков и подрядчиков. Применяемые в настоящее время административные
сметные расценки ФЕР и ТЕР нарушают основной принцип рыночной экономики
– договорной характер цены строительства. Сметные расценки,
утвержденные Госстроем или администрацией в регионах, устанавливают
лимит заработной платы рабочих в строительстве, используя в качестве
расчетной тарифной ставки уровень прожиточного минимума оплаты труда
рабочих на данной территории. Вследствие этого сметная заработная плата
рабочих на конкретных объектах строительства, рассчитанная по расценкам
ФЕР и ТЕР, в 2–3 раза ниже фактической заработной платы
квалифицированных рабочих в строительстве. Другая беда расценок действующей базы ГЭСН-2000 в
их некомплектности – почти все расценки являются «открытыми», т.е.
показатели расхода материалов по основным позициям сметной работе не
оцениваются в текущих ценах. Использование таких расценок требует
выполнения сметчиками трудоемких работ по поиску недостающих текущих
цен, дополнительных расчетов и определения полной «закрытой» стоимости,
что сводит на нет все преимущества применения сметных расценок в
разработке сметной документации. Структура и содержание новой системы нормированияНовые задачи нормирования строительной подрядной
деятельности в условиях рыночных отношений предопределяют изменения
структуры сметных норм и уточняют содержание в действующих понятиях. Очень важно на начальном этапе формирования новой
рыночной системы нормирования в строительстве установить дефиниции и
формулировки общих понятий. Нормативы – экономические, технические,
описательные и т.п. нормативные показатели, в соответствии с которыми
производится работа или выполняются расчеты. В рыночном ценообразовании и нормировании к
нормативам относится весь комплекс нормативных документов, сметных
норм, расценок, цен, методик и рекомендаций. Норма – установленная мера, средняя величина чего-либо (расхода, потребности, технологий, правил расчета). Нормы устанавливают отдельные конкретные правила
нормирования и расчета количественных характеристик в нормативных
документах. Норма в строительстве устанавливает признанные
профессиональным сообществом условия и характеристики рабочего
процесса, устройства конструкции или сооружение объекта. Норма расхода ресурса – среднее, оптимальное
количество ресурса (труда, механизации, материалов, финансов, времени),
необходимое и достаточное на выполнение единицы работы (производства
единицы продукции) установленного качества, в принятых условиях
производства. В плановой экономике нормы расхода ресурсов
определялись как «максимально допустимое количество ресурса на
выполнение работ:.» (Постановление Госплана СССР от 30.11.1979 г № 188
«Основные положения по нормированию расхода и запасов сырья и
материалов в производстве»). Соответственно, все сметные нормативы
административной системы были разработаны исходя из этого принципа.
Такая формулировка позволяла директивно снижать нормативный уровень
расхода ресурсов в сметных нормах для строительства. Сметные нормативы – специально разработанные
правила и показатели, предназначенные только для определения
потребности в ресурсах и стоимости работ предстоящего (будущего)
строительства или ремонта. Отражают средние условия строительного
производства. Сметная работа – законченный рабочий процесс, для
которого разрабатывается комплекс характеристик и показателей,
используемых при разработке сметной документации. Объединяются в базы
данных (сметно-нормативные базы), в которых каждый норматив сметной
работы имеет уникальное место и включает типовые показатели:
дискрептивные – нормали, составы работ, описания, рекомендации по применению, технические части к сборникам и разделам;
идентификационные – коды, шифры, наименования, единицы измерения работ и ресурсов;
нормативные – удельный расход ресурсов, текущие цены, сметная стоимость работ, расчетные коэффициенты и индексы.
Сметная (ресурсная) норма – объединяет нормативные
удельные показатели расхода ресурсов в натуральных измерителях,
необходимые для выполнения единицы сметной работы. Сметная расценка – включает нормативные стоимостные показатели сметной работы. Новая система нормирования сохраняет иерархическое
построение нормативов с последовательным агрегированием (укрупнением)
нормативной информации при методическом и технологическом единстве и
совместимости всех элементов и уровней системы.
Общая структура и принципы построения рыночной системы норм и нормативов:
- по уровням планирования и управления
- элементные сметные нормы, единичные расценки (ЭСН, ЕР)
- средние сметные нормы и расценки (СНиР)
- укрупненные сметные нормы и расценки (УНиР)
- объектные (удельные) показатели стоимости (ОПС, УПС)
- по виду нормативных показателей
- нормы расхода основных ресурсов
- расценки прямых и общих сметных затрат
- текущие (и базисные) цены и тарифы на ресурсы
- относительные коэффициенты потребности для прочих и косвенных затрат строительства
- текущие коэффициенты (индексы) изменения цен
- прогнозируемые коэффициенты пересчета текущих цен
- по методам определения норм
- опытно-статистический
- расчетно-аналитический
- экспертный
- модели формирования норма и нормативов
- независимый рыночный мониторинг
- профессиональное калькулирование
- административное регулирование
- коммерческое редактирование
Существенным и важнейшим элементом создании
рыночной системы нормирования является замена базовых показателей для
новой системы сметного нормирования в строительстве. Вместо отмирающих
производственных норм ЕНиР начальный уровень системы занимают нормы
ЭСН, реформируемые как сметно-производственные нормативы. Несоответствие производственных нормативов
планового управления (ЕНиР 1987г.) рыночным требованиям и
методологическая невозможность их пересмотра или адаптации к рыночным
условиям предопределяет замещение в системе нормирования старых
производственных норм новыми показателями. Основой таких норм становятся ЭСН – элементные
сметные нормы, которые раньше использовались исключительно для сметных
расчетов, а сегодня реформируются в производственно-сметные нормы,
заменяя и замещая производственные нормы ЕНиР и ОПНРМ. Новое качество норм ЭСН требует осмысления их новой
роли и места в нормировании строительства и формулирования новых
требований и ограничений к форме, составу, методам разработки и порядку
их применения. Сегодня наблюдается естественный процесс
дифференцирования старых ЭСН на подвиды работ по новым технологиям и
материалам основных конструкций, разукрупнение сметных элементных норм
на рабочие операции. Новые дифференцированные элементные нормы
разрабатываются с указанием «типа» элемента, с использованием
строительных материалов основных фирм-изготовителей или привязываются к
фирменной технологии производства работ с особыми требованиями по
качеству или срокам выполнения строительных работ. Это прогрессивное явление, которое позволить
объединить на единой расчетно-методической основе нормативные
показатели для решения задач производственного и сметного уровней
управления ресурсами и стоимости строительства.
Разукрупнение и дифференцирование старых
элементных сметных норм позволяет использовать новые нормы ЭСН в
качестве показателей планирования труда, организации заработной платы и
контроля за списанием материалов на уровне подрядной строительной
деятельности. Реформирование старых элементных норм в нормативные
показатели сметно-производственного уровня (ЭСН) позволит восстановить
утраченное в конце 20 века, место и значение технологических карт
трудовых процессов. Соответствующий уровень технического нормирования в
технологической карте отражает фирменный, высокопрофессиональный подход
к строительному производству и значительно шире и глубже описывает
фирменный строительный процесс, чем это возможно сделать в рамках
сметных норм ЭСН общего пользования. Целесообразно к фирменным технологическим картам
разрабатывать комплект норм расхода ресурсов в расширенном формате
производственных и сметных показателей расхода ресурсов, как приложение
к карте. Такие технологические карты строительных процессов с
детал
Источник: http://www.stroit.ru |