Приветствую Вас Гость :: RSS :: Суббота :: 10.12.2016 ::
Реклама на сайте
Меню портала

Форма входа


Категории раздела
Работа сайта [7]
Сметное дело [38]
Полезно знать [43]
Технология [16]
ПО "Сметный эксперт" [2]
Справка к ПО "Сметный эксперт" [4]
Разное [22]
Поиск работы [10]
Объекты [7]
Описания различных объектов с фотографиями
На правах рекламы [18]
Методики [1]
Промышленное оборудование [0]

Мини-чат

Сметчики онлайн
Онлайн всего: 46
Гостей: 46
Пользователей: 0

Наш опрос
Если бы в Вашем городе были организованы встречи простых сметчиков, Вы бы пошли на них?
Всего ответов: 2171

Главная » Статьи » Сметное дело

Новая рыночная система нормирования ресурсов в строительстве (1 Часть)

Обоснование новой системы нормирования в строительстве

Смена экономической формации в России и изменение концептуальных основ управления экономикой привели к противоречиям между требованиями нового рыночного порядка инвестиционно-строительной деятельности и старыми формами, правилами и методиками административного планирования и управления строительным производством.

Естественным образом отмирают важнейшие элементы старой административно-командной системы нормирования и ценообразования в строительстве, разрушаются связи плановых процедур определения предстоящих инвестиционных, строительных и эксплуатационных затрат.

Становится невозможным в рамках старых административных правил полноценно использовать основные принципы рыночного хозяйствования: – мониторинг рыночных цен; оптимальное планирование затрат; учет конъюнктуры рынка труда, машин и материалов; прогнозирование издержек жизненного цикла объекта инвестиций.

Наблюдается исключение из делового оборота действующих сметных и производственных норм на строительные процессы, которое приобретает массовый, цепной характер под влиянием научно-технического прогресса, внедрения зарубежной практики и широкого применения новейших технологий, материалов, оборудования, современных требований к качеству, срокам строительства и окупаемости капитальных вложений.

Не прошли бесследно десять лет работы в новых условиях перехода к рыночным отношениям, появились явные признаки изменения системы нормирования в строительстве, которые необходимо проанализировать, систематизировать и сформулировать в принципы и направления дальнейшего реформирования системы.

В настоящее время отсутствует внятная, транспорентная концепция и даже обоснованные предложения научно-методических основ формирования сметно-нормативных баз и отдельных сметных нормативов, отражающие рыночные условия в планировании и управлении инвестиционно-строительным процессом и воспроизводственными программами реконструкции и ремонта основных средств.

Пока нет общепринятых определений основных понятий сметного нормирования в новых условиях, отсутствуют современные дефиниции традиционных положений, которые могут быть использованы в новой системе, и формулировки рыночных элементов сметного нормирования и ценообразования в строительстве.

В настоящее время требуется определение целей и разработка методики их достижения на основе рыночных постулатов, обоснование реальных и наиболее перспективных направлений реформирования системы и прогноз возможных последствий этих изменений для экономики строительства.

Подошло время подготовки, обсуждения и признание специалистами концептуальных решений, выявление текущих изменений системы и определение будущего рыночного порядка нормирования ресурсов в строительстве.

Административная система нормирования

Система нормирования ресурсов в строительстве, созданная для централизованной плановой экономики, с незначительными изменениями действует до настоящего времени.

В СССР была создана уникальная и самобытная система сметного нормирования в строительстве, учитывающая не только требования и задачи централизованного директивного планирования, но и традиции отечественной хозяйственной деятельности.

Основой административной системы нормирования в строительстве являлась 4-х уровневая система норм и нормативов:

  • производственные нормы и расценки;
  • элементные сметные нормы и единичные расценки;
  • укрупненные сметные нормы и расценки;
  • сводные показатели стоимости и потребности в ресурсах.

    Производственные нормы предназначены для планирования, учета и контроля над использованием строительных ресурсов на объектах строительства, в подрядных организациях.

    Область применения производственных норм – оплата труда рабочих и средств механизации строительства, контроль над списанием материалов и исходная база данных для формирования сметных норм других уровней управления.

    Нормативы производственного уровня разрабатываются методами технического нормирования, которые обеспечены профессиональными методиками и имеют многолетний опыт практического применения («Положение о производственном нормировании расхода материалов в строительстве, СНиП 5.01.18-86», «Основы методики технического нормирования труда в строительстве», «Руководство по техническому нормированию труда рабочих в строительстве»).

    Производственные нормативы разрабатываются опытно-статистическим методом, включающим натурные наблюдения рабочего процесса, определение фактического расхода ресурсов на рабочем месте (фотоучет) и статистическую обработку полученных данных с учетом интересов и ограничений системы.

    Основными носителями нормативной информации производственного уровня являлись ЕНиР – единые нормы и расценки на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы (последнее издание Госстроя СССР 1987 г) и ОПНРМ – общие производственные нормы расхода материалов в строительстве (издание Минстроя СССР 1986 г).

    Дополнительно к единым и общим производственным нормам в административной системе были разработаны ведомственные (ВНиР) и местные (МНиР) нормы и расценки. Общее количества производственных нормативов в советской системе нормирования ресурсов в строительстве составляло более ста тысяч нормативов.

    Сметные нормы являются специально разработанными только для строительства экономическими показателями, упрощающими сложные и многоуровневые расчеты стоимости строительства, эффективности капитальных вложений и договорных цен.

    Сметные нормы объединяют и усредняют расход ресурсов для рабочих операций в расчетные показатели потребности в ресурсах для строительных процессов, но при этом снижается точность, повышаются риски и ошибки экономических расчетов. Сметные нормы укрупняют производственные нормы базового состава до уровня строительно-монтажного процесса, имеющего вид законченной строительной продукции (конструкции или работы) и уникальную единицу измерения.

    Степень укрупнения (агрегирования) сметных норм (элементные, укрупненные, сводные) определяется требованием к нормативной информации для решения задач на всех уровнях планирования и управления строительством, формирования договорных взаимоотношений для всех участников инвестиционно-строительного процесса.

    В административной системе был разработан комплекс сметных нормативов: элементные сметные нормы ЭСН-84; единые районные единичные расценки ЕРЕР-84; сметные нормы и расценки СНиР-91; укрупненные сметные нормы УСН и расценки УР; прейскуранты на отдельные комплексы строительных работ; сметные показатели по видам строительных работ ПВР. Количество сметных нормативов, разработанных в системе директивного нормирования, составляли десятки тысяч нормативных показателей.

    Область применения сметных нормативов: – расчеты обоснования инвестиций; определение стоимости строительства; подтверждение выделенных объемов капитальных вложений; расчеты потребности в ресурсах по специфицированной номенклатуре материалов; формирование лимитно-заборных карт; оформление заявок на фондируемые материалы в государственные органы материально-технического снабжения.

    Разработка сметных норм носит в основном камеральный характер с использованием расчетно-аналитических методов калькулирования на основе производственных норм и других справочных материалов расхода ресурсов в строительстве.

    В системе нормирования важное место занимали технологические карты рабочих процессов на типовые технологии строительного производства и устройство основных конструктивных элементов зданий и сооружений. По инструкции, в состав проектно-сметной документации на строительство должен быть включен комплект типовых технологических карт.

    Сводные нормы административной системы нормирования стоимости строительства были представлены в виде укрупненных показателей стоимости строительства (УПСС) и «миллионников» – норм расхода ресурсов на 1 млн. руб сметной стоимости для объектов отраслевого строительства, а для объектов реконструкции и капитального ремонта – на 1 млн. балансовой стоимости основных фондов.

    Сводные сметные нормы разрабатываются на основе фактических данных расхода ресурсов по объектам-представителям или объектам-аналогам законченного строительства.

    Сводные нормы – отраслевые и территориальные показатели стоимости строительства, в плановой экономике применялись для планирования капитальных вложений и централизованного материально-технического снабжения строек, для обоснования включения объектов в государственные планы строительства по областям, краям, республикам и по стране в целом.

    Особенности нормирования ресурсов в рыночных условиях

    Сегодня уже понятно, что многие важнейшие элементы административной системы нормирования в строительстве не работают в рыночных условиях.

    Уже не востребована часть производственных норм ЕНиР ввиду отсутствия в них показателей расхода новых строительных материалов, расчеты с рабочими в строительстве выполняются не по нарядам разрядной сетки 1986 г., а по другим системам и критериям оплаты труда.

    Ушли в историю нормы «миллионники» – планирование и распределение материальных ресурсов в строительстве государственными органами не контролируется и не регулируется, а решается самостоятельно самими предприятиями и собственниками инвестиционных ресурсов.

    Однако некоторые положения и понятия старого порядка сметного нормирования целесообразно сохранить и в новой системе нормирования, придав им новое содержание и современное наполнение:

  • сохраняется иерархическая структура системы нормативной информации;
  • применяются принципы поэтапного агрегирования результатов нормирования;
  • остаются без изменения границы и области применения норм для разных уровней планирования и управления;
  • сохраняют значение некоторые ограничения и отраслевые условия применения норм.

    В тоже время качественное изменение принципов и приоритетов экономических расчетов требует уточнение определений, их смысла, содержания и введение новых дефиниций.

    Отличительной особенностью новых условий нормативной работы в строительстве является отсутствие профессиональных организационных структур, которые ранее разрабатывали все виды строительных норм, нормативов и цен на основе единых директивных указаний административных органов власти и управления экономикой в СССР.

    В период плановой экономики многочисленные отраслевые институты, проектно-сметные бюро, нормативные станции осуществляли сбор и обработку исходной информации для нормирования ресурсов и обеспечивали эту работу в короткие сроки и в единообразной форме.

    В рыночной условиях хозяйствования сметные нормы являются справочной и рекомендуемой нормативной информацией и не могут применяться в одностороннем порядке любым субъектом инвестиционно-строительной деятельности. Действующие законы Российской Федерации запрещают вмешательство административных органов и должностных лиц в договорные отношения инвесторов, застройщиков и подрядчиков, независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности.

    Потребность в экономических нормативах определяется спросом на эти услуги и заказом на их разработку. Массовая потребность в новых нормативах возникают при решении задач оптимального планирования и эффективного управления строительством, финансами и налогами на уровне предприятий заказчиков и подрядчиков, в подрядных строительных организациях.

    Сегодня в законном порядке невозможно отменить ранее разработанные сметные нормы, или утвердить какие-либо новые нормативы межведомственного характера. Использование показателей нормативной базы в деловом обороте или отказ от их применения в расчете стоимости строительства самими участниками строительства делает сметные нормы действующими (востребованными) или недействующими.

    До тех пор пока нормы и правила ценообразования в строительстве утверждаются, отменяются и публикуются в органах исполнительной власти и отраслевого управления, до тех пор сохраняется административный порядок планирования и управления стоимостью строительства.

    Существующее состояние сметного нормирования

    Практика сметного нормирования и ценообразования в настоящий переходный период вынуждено использует нормативы сметно-информационных баз, разработанных и утвержденных в СССР до 1991 г.

    Некоторые изменения в действующей сметно-нормативной базе строительства имеют косметический характер, не затрагивают капитальных, концептуальных основ нормирования и не меняют их сущность механизма административного планирования и управления инвестиционно-строительной деятельностью.

    В «новой сметно-нормативной базе ГЭСН-2000» полностью сохраняется структура и содержание административных норм, утвержденных в СССР в 1984 и 1991 годах. Корректировка показателей редакционного характера выполняется без необходимых обоснований и экономических расчетов, без проведения формальных процедур, регламентов и экспертиз, без профессиональной оценки отдельных нормативов и баз данных в целом.

    Количество новых сметных норм (для новых технологий и материалов), разработанных после 1991 г., в утвержденной Госстроем РФ нормативной базе ГЭСН-2000, в настоящее время крайне мало (несколько десятков) по сравнению с требуемой базой сметных норм на новые технологии – несколько тысяч нормативов и цен.

    Новые нормы в ГЭСН-2000 не заменяют старые нормативы, а только дополняют и расширяют сметно-нормативную базу, разработанную в советский период. Новые нормы для новейших технологий и материалов вынужденно формируются по старым дореформенным правилам, методикам и формам, обеспечивая их однородность и возможность совместного применения старых и новых нормативов в сохранившейся затратной форме определения сметной стоимости строительства.

    Широкое внедрение в практику ценообразования строительства государственных элементных сметных норм (ГЭСН-2000) является примером избыточного государственного влияния и регулирования инвестиционно-строительного рынка.

    Закрытость и конфиденциальность инвестиционно-строительной деятельности в настоящее время приносит максимальную административную ренту и поэтому не востребованы открытые, прозрачные модели экономических расчетов стоимости строительства и адекватные им новые сметные нормы, нормативы и цены.

    Текущие цены на строительные ресурсы

    Важнейшим элементом в новой системе нормирования строительства являются текущие цены на строительные ресурсы и услуги, которые учитывают рыночные условия инвестиционно-строительной деятельности в регионах.

    Сметные цены в плановой экономике имели стабильное и долговременное действие. В рыночных условиях цена ресурса устанавливается постоянно во времени и по месту на основе конъюнктуры рынка, действия законов спроса и предложения и не зависит от субъективных желаний и требований участников строительной деятельности.

    Текущие цены в новой системе нормирования становятся основной и решающей информацией в планировании, организации и управлении стоимостью инвестиционно-строительных программ. Без современного регионального и корпоративного мониторинга цен на строительные ресурсы новая рыночная система нормирования в строительстве не может полноценно функционировать.

    Текущие цены в рыночной системе используются в виде фактических (отпускных) цен поставщиков и производителей ресурсов, средних (региональных) цен по специфицированному перечню ресурсов, групповых цен для номенклатурных групп строительных ресурсов и сводных цен по основным видам ресурсов в строительстве.

    Текущие рыночные цены для полноценных сметных расчетов стоимости строительства могут быть получены только в системе регионального или корпоративного мониторинга стоимости ресурсов труда, орудий труда и предметов труда в строительстве.

    Становится все яснее концептуальное положение, что если ресурс не включен в систему регионального мониторинга цен на ресурсы в строительстве, то разработка норм расхода этого ресурса в данной сметной базе не нужна.

    Однако, ввиду отсутствия опыта рыночного мониторинга в практике ценообразования, наблюдение за текущими ценами на ресурсы в строительстве пока проводится на низком организационно-методическом уровне, а в некоторых регионах вообще не проводится.

    Качество мониторинга текущих цен на ресурсы в строительстве в значительной степени зависит от доступности, достоверности и объективности исходной информации:

  • строительные материалы – ценовая информация публична и доступна по изготовителям, но не систематизирована для нужд планирования;
  • строительные машины и оборудование, – данные об аренде скудные, недостаточные для получения объективных показателей с необходимой точностью и достоверностью;
  • оплата труда – фактические данные по заработной плате получить невозможно, а статистические, бухгалтерские и налоговые отчеты строительных организаций дают искаженные данные даже в пределах одной территории.

    Отсутствие опыта и фактических данных постоянного и стабильного наблюдения за ценами серьезно усложняют создание научно-обоснованных методик и разработку рекомендаций для формирования полноценных региональных и корпоративных систем мониторинга текущих цен в строительстве.

    В настоящее время текущие цены рыночного характера, разработанные на основе наблюдения, анализа и обработки отпускных цен на ресурсы в регионе, подменяется ценами разработанных на основе базовых цен прошлых периодов с коэффициентами (индексами) пересчета цен в текущий уровень.

    Основными проблемами современного этапа получения и применения текущих цен в строительстве являются:

  • создание структур мониторинга цен и организация сбора исходных данных в регионах;
  • формирование правил сопоставимости исходных и расчетных показателей по территории и во времени;
  • разработка методик функционирования (сбор, анализ, обработка и применение) современных систем регионального и корпоративного мониторинга цен в строительстве.

  • Индексы изменения стоимости

    Индекс изменения стоимости строительства определяется арифметическим отношением текущей (сегодняшней) цены к цене любого прошлого периода (базисной) какого-либо ресурса, группы ресурсов или комплекса строительных работ и при отсутствии постоянного наблюдения за ценами текущие индексы нормальным образом обосновать и рассчитать невозможно.

    Плановые индексы для будущих периодов можно разработать только методами прогнозирования на основе текущих индексов для предыстории – длительного периода мониторинга цен в строительстве.

    Индексы пересчета базисных цен на ресурсы в текущие цены являются вторичной нормативной информацией и широко применяются в период неопределенности экономических отношений, на этапе функционирования суррогатной экономики, при переходе от централизованной административной системы к рыночным отношениям. При установлении цивилизованного открытого порядка инвестирования и строительства индексы как субъективный инструмент определения стоимости отмирают и занимают соответствующее место и позиции в экономическом обосновании и нормативном обеспечении инвестиционной деятельности.

    Текущие индексы изменения стоимости, как нормативные показатели ценообразования, способствуют решению задач приведение к сопоставимому виду сметных затрат, разнесенных по времени и территории:

  • прогнозирование изменения стоимости за время строительства;
  • сравнение текущей стоимости строительства с аналогичными показателями прошлых периодов;
  • определение динамики изменения цен во времени по видам ресурсов, комплексам работ, типовым объектам и отраслевым группам объектов строительства;
  • формирование территориальных коэффициентов изменения стоимости основных видов строительных ресурсов;
  • определение стоимости будущего строительства в концептуальных и ориентировочных сметах;
  • расчеты обоснования инвестиций и эффективности капитальных вложений на жизненный цикл инвестиционного проекта.

    Коэффициенты (индексы) не предназначены для определения абсолютных значений цен и стоимости на специфицированном уровне сметного расчета. Законодательство в России запрещает применение фиксированных коэффициентов (индексов) изменения цен, определение и регулирование стоимости строительства государственными и административными органами власти для всех хозяйствующих субъектов, независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности (постановление правительства РФ от 5.03.95 № 239 с изменениями от 16.06.01 «О государственном регулировании цен»).

    Однако, вопреки действующему законодательству определение договорной стоимости строительства, и даже расчеты за выполненные работы, во многих регионах страны до сих пор выполняется с использованием индексов пересчета стоимости, рекомендуемой и утвержденной органами власти и административного управления.

    В России, в силу огромной территории, уровень цен имеет значительные колебания в зависимости от мест производства ресурсов и транспортных затрат на доставку их на строительные площадки. В тоже время пока нет условий проведения полноценного мониторинга цен в каждом регионе страны, а государственные статистические данные не соответствуют рыночным стандартам.

    В этих условиях необходима какая-либо информация, позволяющая получить уровень региональных индексов хотя бы в первом приближении. Однако здесь много нерешенных и не рассмотренных (даже пока не сформулированных) научных, методических, организационных и коммерческих проблем, без решения которых расчет таких индексов становится очередной фикцией суррогатной экономики.

    Сметные нормы

    Сметная норма включает комплекс дискрептивных характеристик, натуральных и стоимостных показателей расхода ресурсов, используемых при выполнении рабочего процесса – сметной работы.

    Нормы расхода ресурсов в натуральных измерителях (ресурсные нормы) самые многочисленные показатели в нормировании строительства и самые востребованные в строительных фирмах, в организациях заказчиков-застройщиков и у других участников инвестиционно-строительной деятельности.

    В основной массе сметных расчетов будущего строительства в настоящее время используются применительно старые сметные нормы для технологии строительства, установленной в директивной системе 80 годов прошлого века.

    Сложность разработки новых сметных норм в одинаковой степени относится к формированию профессионального перечня современных сметных работ, к организации и методике расчета самих ресурсных норм, а также к регистрации и практике применения текущих цен на эти ресурсы, полученные по данным регионального рынка.

    Нормы расхода в натуральных измерителях на новые работы, технологии и материалы принимаются по паспортным данным и техническим условиям изготовителей, а удельные показатели потребности в машинах и живом труде по старым нормам ЕНиР или по приближенным оценкам.

    Сегодняшняя практика разработки сметных показателей расхода материалов ограничена нормированием строительных работ для новых технологий или материалов, отсутствующих в базе данных. В тоже время требуется пересмотр практически всех показателей старой сметой базы строительных нормативов.

    Количество вновь разрабатываемых норм пока незначительно и в основном направлено на формирование разновидностей элементных норм для рабочих операций по типам, сортам и размерам нормируемых сметных рабочих процессов.

    Сметные расценки

    Ценность расценок в сметном ценообразовании заключается в их компактности, удобстве применения и возможности быстрого пересмотра и корректировки.

    Точность расчета стоимости по сметным расценкам несколько ниже, чем в прямой калькуляции по сметным (ресурсным) нормам и текущим ценам, однако, это компенсируется простотой расчета и значительным снижением времени на разработку сметной документации.

    Сегодня проблема сметных расценок заключается в том, что они утверждаются (рекомендуются) административными органами власти и управления (ФЕР-федеральными, ТЕР- территориальными) и, соответственно, нормы расхода, цены и правила формирования сметных расценок общего применения устанавливаются исходя из интересов и требований чиновников, а не независимых заказчиков и подрядчиков.

    Применяемые в настоящее время административные сметные расценки ФЕР и ТЕР нарушают основной принцип рыночной экономики – договорной характер цены строительства. Сметные расценки, утвержденные Госстроем или администрацией в регионах, устанавливают лимит заработной платы рабочих в строительстве, используя в качестве расчетной тарифной ставки уровень прожиточного минимума оплаты труда рабочих на данной территории. Вследствие этого сметная заработная плата рабочих на конкретных объектах строительства, рассчитанная по расценкам ФЕР и ТЕР, в 2–3 раза ниже фактической заработной платы квалифицированных рабочих в строительстве.

    Другая беда расценок действующей базы ГЭСН-2000 в их некомплектности – почти все расценки являются «открытыми», т.е. показатели расхода материалов по основным позициям сметной работе не оцениваются в текущих ценах. Использование таких расценок требует выполнения сметчиками трудоемких работ по поиску недостающих текущих цен, дополнительных расчетов и определения полной «закрытой» стоимости, что сводит на нет все преимущества применения сметных расценок в разработке сметной документации.

    Структура и содержание новой системы нормирования

    Новые задачи нормирования строительной подрядной деятельности в условиях рыночных отношений предопределяют изменения структуры сметных норм и уточняют содержание в действующих понятиях.

    Очень важно на начальном этапе формирования новой рыночной системы нормирования в строительстве установить дефиниции и формулировки общих понятий.

    Нормативы – экономические, технические, описательные и т.п. нормативные показатели, в соответствии с которыми производится работа или выполняются расчеты.

    В рыночном ценообразовании и нормировании к нормативам относится весь комплекс нормативных документов, сметных норм, расценок, цен, методик и рекомендаций.

    Норма – установленная мера, средняя величина чего-либо (расхода, потребности, технологий, правил расчета).

    Нормы устанавливают отдельные конкретные правила нормирования и расчета количественных характеристик в нормативных документах. Норма в строительстве устанавливает признанные профессиональным сообществом условия и характеристики рабочего процесса, устройства конструкции или сооружение объекта.

    Норма расхода ресурса – среднее, оптимальное количество ресурса (труда, механизации, материалов, финансов, времени), необходимое и достаточное на выполнение единицы работы (производства единицы продукции) установленного качества, в принятых условиях производства.

    В плановой экономике нормы расхода ресурсов определялись как «максимально допустимое количество ресурса на выполнение работ:.» (Постановление Госплана СССР от 30.11.1979 г № 188 «Основные положения по нормированию расхода и запасов сырья и материалов в производстве»). Соответственно, все сметные нормативы административной системы были разработаны исходя из этого принципа. Такая формулировка позволяла директивно снижать нормативный уровень расхода ресурсов в сметных нормах для строительства.

    Сметные нормативы – специально разработанные правила и показатели, предназначенные только для определения потребности в ресурсах и стоимости работ предстоящего (будущего) строительства или ремонта. Отражают средние условия строительного производства.

    Сметная работа – законченный рабочий процесс, для которого разрабатывается комплекс характеристик и показателей, используемых при разработке сметной документации. Объединяются в базы данных (сметно-нормативные базы), в которых каждый норматив сметной работы имеет уникальное место и включает типовые показатели:

  • дискрептивные – нормали, составы работ, описания, рекомендации по применению, технические части к сборникам и разделам;
  • идентификационные – коды, шифры, наименования, единицы измерения работ и ресурсов;
  • нормативные – удельный расход ресурсов, текущие цены, сметная стоимость работ, расчетные коэффициенты и индексы.

    Сметная (ресурсная) норма – объединяет нормативные удельные показатели расхода ресурсов в натуральных измерителях, необходимые для выполнения единицы сметной работы.

    Сметная расценка – включает нормативные стоимостные показатели сметной работы.

    Новая система нормирования сохраняет иерархическое построение нормативов с последовательным агрегированием (укрупнением) нормативной информации при методическом и технологическом единстве и совместимости всех элементов и уровней системы.

    Общая структура и принципы построения рыночной системы норм и нормативов:
    1. по уровням планирования и управления
      • элементные сметные нормы, единичные расценки (ЭСН, ЕР)
      • средние сметные нормы и расценки (СНиР)
      • укрупненные сметные нормы и расценки (УНиР)
      • объектные (удельные) показатели стоимости (ОПС, УПС)
    2. по виду нормативных показателей
      • нормы расхода основных ресурсов
      • расценки прямых и общих сметных затрат
      • текущие (и базисные) цены и тарифы на ресурсы
      • относительные коэффициенты потребности для прочих и косвенных затрат строительства
      • текущие коэффициенты (индексы) изменения цен
      • прогнозируемые коэффициенты пересчета текущих цен
    3. по методам определения норм
      • опытно-статистический
      • расчетно-аналитический
      • экспертный
    4. модели формирования норма и нормативов
      • независимый рыночный мониторинг
      • профессиональное калькулирование
      • административное регулирование
      • коммерческое редактирование

    Существенным и важнейшим элементом создании рыночной системы нормирования является замена базовых показателей для новой системы сметного нормирования в строительстве. Вместо отмирающих производственных норм ЕНиР начальный уровень системы занимают нормы ЭСН, реформируемые как сметно-производственные нормативы.

    Несоответствие производственных нормативов планового управления (ЕНиР 1987г.) рыночным требованиям и методологическая невозможность их пересмотра или адаптации к рыночным условиям предопределяет замещение в системе нормирования старых производственных норм новыми показателями.

    Основой таких норм становятся ЭСН – элементные сметные нормы, которые раньше использовались исключительно для сметных расчетов, а сегодня реформируются в производственно-сметные нормы, заменяя и замещая производственные нормы ЕНиР и ОПНРМ.

    Новое качество норм ЭСН требует осмысления их новой роли и места в нормировании строительства и формулирования новых требований и ограничений к форме, составу, методам разработки и порядку их применения.

    Сегодня наблюдается естественный процесс дифференцирования старых ЭСН на подвиды работ по новым технологиям и материалам основных конструкций, разукрупнение сметных элементных норм на рабочие операции. Новые дифференцированные элементные нормы разрабатываются с указанием «типа» элемента, с использованием строительных материалов основных фирм-изготовителей или привязываются к фирменной технологии производства работ с особыми требованиями по качеству или срокам выполнения строительных работ.

    Это прогрессивное явление, которое позволить объединить на единой расчетно-методической основе нормативные показатели для решения задач производственного и сметного уровней управления ресурсами и стоимости строительства.

    Разукрупнение и дифференцирование старых элементных сметных норм позволяет использовать новые нормы ЭСН в качестве показателей планирования труда, организации заработной платы и контроля за списанием материалов на уровне подрядной строительной деятельности.

    Реформирование старых элементных норм в нормативные показатели сметно-производственного уровня (ЭСН) позволит восстановить утраченное в конце 20 века, место и значение технологических карт трудовых процессов. Соответствующий уровень технического нормирования в технологической карте отражает фирменный, высокопрофессиональный подход к строительному производству и значительно шире и глубже описывает фирменный строительный процесс, чем это возможно сделать в рамках сметных норм ЭСН общего пользования.

    Целесообразно к фирменным технологическим картам разрабатывать комплект норм расхода ресурсов в расширенном формате производственных и сметных показателей расхода ресурсов, как приложение к карте. Такие технологические карты строительных процессов с детал

    Источник: http://www.stroit.ru

  • Категория: Сметное дело | Добавил: smet4uk (09.10.2007)
    Просмотров: 13454 | Рейтинг: 3.7/13


    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Сервисы



    Прочие сервисы

    Доска почета

    Добавить фото

    Рекомендовать портал




    Администратор
    icq: 264-585-675
    e-mail: andreyka_s@list.ru
    web: www.semushin.name

    Семушин А.А.