Общие положения
При выполнении ремонтно-реконструктивных работ по
разборке строительных конструкций и демонтажу инженерного оборудования,
а также при сносе зданий и сооружений образуются возвратные ресурсы:
- материалы повторного использования (возвратные материалы) – бывшие
в употреблении строительные материалы, детали, изделия и конструкции;
- вторичное сырье – утилизируемые в порядке попутной добычи
отходы (лом кирпичный, бетонный, асфальтобетонный, стеклянный;
кирпичный и каменный щебень; дрова; металлолом);
- строительный мусор.
Повторно используемыми следует считать материалы и
изделия, полученные от разборки строительных конструкций и демонтажа
инженерного оборудования и применяемые вновь на объектах ремонта,
реконструкции и строительства, в том числе после их восстановления или
переработки в изделия. В ремонтно-строительном производстве проблема
образования и использования возвратных материалов, получаемых от
разборки конструкций, всегда была актуальной и трудноразрешимой.
В административно-командной системе управления
проблема решалась на основе максимального использования на объектах
реконструкции и капитального ремонта «старых», бывших в употреблении
материалов, полученных при смене, замене, ремонте и разборке
строительных конструкций на этом объекте ремонт. За счет расчетной
сметной стоимости этих «возвратных материалов» уменьшался объем
финансирования из бюджетных источников ассигнований на реконструкцию и
капитальный ремонт жилых и общественных зданий и сооружений.
В условиях централизованного отраслевого управления
ремонтно-строительным производством проблема «возвратных материалов»
была решена административным путем, возложив на подрядчика все работы и
затраты по получению и использованию материалов, полученных от разборки
строительных конструкций и инженерного оборудования. Законодательно
такое решение было закреплено в Инструкции о составе, порядке
разработки, согласовании и утверждении проектно-сметной документации на
капитальный ремонт жилых зданий (ВСН 55-87р) положением, когда за
итогом объектной сметной стоимости ремонтно-строительных работ
определяется нормативная стоимость возвратных материалов и на эту сумму
уменьшается объем финансирования капитального ремонта конкретного
объекта. Таким образом, подрядчик был поставлен в условия изыскивать
ресурсы, которые не оплачивались заказчиком, и выполнять при этом
несвойственные строителям функции производителя строительных
материалов, деталей и конструкций.
В плановой централизованной экономике сметная
стоимость строительства и ремонта была слабо связана с потребностью
конкретного объекта строительства и ремонта в ресурсах. Финансовые
ресурсы планировались и выделялись через систему «титульных списков»
капитальных вложений и планов капитального ремонта, а материальные
ресурсы на выполнение утвержденной программы работ подрядные
организации получали по «фондам» – лимиту годовой потребности в
ресурсах, рассчитанной по отраслевым нормам расхода материалов на 1
млн.руб. строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ. В этих
условиях обеспеченность материалами отдельного объекта не имела особого
значения, а недостаток финансовых ресурсов на выполнения годовой
программы подрядные ремонтно-строительные организации компенсировали
разными внеэкономическими приемами.
В плановой экономике возвратные материалы от
разборки конструкций практически не использовались. Подрядчику было
невыгодно отвлекать дефицитных рабочих-строителей на приведение
возвратных материалов в годное к дальнейшему применению состоянию или
организовывать подсобное производство по облагораживанию возвратных
материалов, а попытки создать в административном порядке городские и
региональные базы по сбору и переработке возвратных материалов
оказались неудачны из-за отсутствия какой-либо нормативной базы
функционирования таких предприятий.
Как правило, возвратные материалы, потенциально
годные к дальнейшему хозяйственному обороту, уничтожались уже на этапе
их получения – при разборке конструкций или сносе зданий. В лучшем
случае, материалы от разборки нелегальными путями попадали населению и
использовались как строительные материалы или как дрова, а предложения
организовать официальную легальную продажу возвратных материалов
населению не могли быть реализованы из-за прямого запрета властей на
такую деятельность.
Основным нормативно-методическим документом по
использованию возвратных материалов в строительстве продолжает
оставаться «Инструкция по повторному использованию изделий,
оборудования и материалов в жилищно-коммунальном хозяйстве» – ВСН
39-83(р), утвержденная приказом Госгражданстроя от 26 декабря 1983 г. №
414 по согласованию с Госстроем СССР.
Инструкция устанавливает систему технических и
организационных мероприятий по повторному использованию изделий,
оборудования и материалов, получаемых от разборки строительных
конструкций и демонтажа инженерного оборудования жилых, коммунальных и
других общественных зданий при их капитальном ремонте, реконструкции и
сносе. Показатели технических и организационных мероприятий в
Инструкции содержат только описательные характеристики разбираемых
конструкций и получаемых возвратных материалов с рекомендациями по их
первичной переработке и направлениям использования материалов и
изделий, полученных от разборки и демонтажа. При этом, –
«целесообразность повторного использования материалов и изделий на
объектах ремонта и строительства должна устанавливаться на основе
технико-экономического обоснования при разработке норм их выхода с
учетом затрат на восстановление и переработку».
В соответствии с Инструкцией по повторному
использованию изделий, оборудования и материалов в жилищно-коммунальном
хозяйстве: – «Сохранность повторно используемых материалов и изделий
должна быть обеспечена на всех этапах подготовки и проведения работ,
включающих: предпроектной техническое обследование; подготовку и
передачу объекта подрядной организации; производство работ на объекте;
транспортирование и хранение материалов и изделий; приведение
материалов и изделий в годное состояние. Сохранность объекта,
подлежащего капитальному ремонту, реконструкции или сносу, включая его
конструктивные элементы, изделия, материалы и элементы систем
инженерного оборудования, должна быть обеспечена эксплуатирующей
организацией до приемки объекта подрядчиком. Сохранность материалов и
изделий, получаемых от разборки конструкций и демонтажа оборудования, с
момента передачи объекта заказчиком подрядчику должна быть обеспечена
подрядчиком до завершения их повторного использования в
ремонтно-строительном (строительном) производстве или возврата
заказчику».
Инструкция ВСН 39-83(р) регламентирует порядок
образования, учета, переработки и использования возвратных материалов:
– «Материалы и изделия, повторное использование которых на объекте
предусмотрено проектно-сметной документацией, должны быть подрядчиком
или заказчиком (в соответствии с обязательствами сторон, определенными
договорными условиями) приведены в состояние, годное для повторного
применения в условиях строительной площадки, мастерских, либо на
специализированных производственных предприятиях. Материалы и изделия,
предназначенные для реализации населению, восстановлению и переработке
не подлежат. Годные материалы и изделия, не используемые на данном
объекте, подрядчик обязан передать заказчику или с его согласия
использовать для своих нужд».
При переходе на рыночные отношения в вопросе
получения и применения возвратных материалов мало что изменилось. В
основном методическом документе по ценообразованию в строительстве –
Своде правил по определению стоимости строительства в составе
предпроектной и проектно-сметной документации (СП 81-01-94), подход к
проблеме возвратных материалов остался без изменений. Все прочие
методические материалы административного характера, выпущенные
Госстроем РФ с 1995 по 2005 г. или имели ссылки на положения Свода
правил, или включали прямые цитаты из СП 81-01-94.
Следует также отметить, что все документы по
сметному ценообразованию и нормированию в строительстве, разработанные
и опубликованные Госстроем РФ после 1991 г. не прошли регистрацию в
Минюсте РФ и в соответствии с законодательством не являются
официальными нормативными актами межотраслевого действия, не могут
служить основанием для регулирования соответствующих взаимоотношений и
на них нельзя ссылаться при решении хозяйственных споров.
Свод правил по определению стоимости строительства
в составе предпроектной и проектно-сметной документации, СП 81-01-94,
п.13.2.9.:
- «Если в соответствии с проектными данными осуществляется разборка
конструкций (металлических, железобетонных или других), снос зданий и
сооружений, в результате чего намечается получить конструкции,
материалы и изделия, пригодные для повторного применения, или
производится попутная строительству добыча отдельных материалов
(камень, щебень, лес и др.), то за итогом локальных сметных расчетов
(смет) на разборку, снос (перенос) зданий и сооружений и другие работы
справочно указываются возвратные суммы, т.е. суммы, уменьшающие размеры
выделяемых заказчиком капитальных вложений, не исключаемые из итога
локального сметного расчета (сметы) и из объема выполненных работ.
Эти суммы показываются отдельной строкой под
названием «в том числе возвратные суммы» и определяются на основе
приводимых также за итогом расчета (сметы) номенклатуры и количества
получаемых для последующего использования конструкций, материалов и
изделий. Стоимость таких конструкций, материалов и изделий в составе
возвратных сумм определяется по свободным (рыночным) ценам за вычетом
из этих сумм расходов по приведению их в пригодное для использование
состояние и доставке в места складирования. Стоимость материалов,
получаемых в порядке попутной добычи, при невозможности использования
их на данном строительстве, но при наличии возможности реализации
учитывается по действующим в регионе ценам.
В случае невозможности (что должно быть
подтверждено соответствующими документами) использования или реализации
материалов от разборки или попутной добычи их стоимость в возвратных
суммах не учитывается».
Принципиально не меняя административных плановых
решений проблемы возвратных материалов, формулировки СП 81-01-94
позволяют применять в договорных отношениях гражданско-правового
характера (подрядных контрактах на реконструкцию и ремонт) решения
рыночного характера. Это основывается, во-первых, на установлении
справочного характера возвратных сумм в сметах и, во вторых, на
необходимости обоснования применения возвратных материалов на
конкретных объектах ремонта.
Современный подход к решению проблемы возвратных
материалов, отражающий переход к рыночным отношениям, основан на новой
концепции ценообразования и сметного нормирования в строительстве,
которая устанавливает «гибкий, вариантный подход к вопросам
ценообразования, без жесткой регламентации и чрезмерной централизации и
соблюдение принципа равноправия участников инвестиционного процесса,
обязательного взаимного согласия сторон по принимаемым решениям в ходе
согласования свободных (договорных) цен на строительную продукцию».
Сегодня отсутствуют какие-либо законодательные
нормативные документы, определяющие обязательный или рекомендательный
порядок определения количества возвратных материалов и уменьшения
объемов финансирования ремонта на величину расчетной стоимости
возвратных материалов. Кроме того, в современных условиях использование
возвратных материалов на объекте их получения организационно нереально,
технически недопустимо и практически невозможно.
Решение проблемы получения и использования
возвратных материалов и вторичных ресурсов, полученных от разборки,
демонтажа и сноса, в рыночных условиях хозяйствования возможно на
основе реализации следующих концептуальных положений:
- все возвратные материалы, полученные при разборке и ремонте
объекта, являются собственностью заказчика (собственника здания), а
стоимость возвратных материалов при их реализации включаются заказчиком
в объем финансирования капитального ремонта;
- взаимоотношения и взаиморасчеты заказчика и подрядчика сторон
по получению (в номенклатуре и количестве) возвратных материалов
является предметом отдельного договора (или специального раздела
договора строительного подряда) без увязки со сметной стоимостью и
договорной ценой ремонтных работ на объекте.
Договорные условия
Рыночное ценообразование предполагает разделение
порядка определения количества возвратных материалов и расчета
стоимости реализации возвратных материалов.
Правила определения номенклатуры, количество и
качества возвратных материалов, получаемых при разборке конструкций и
оборудования, обязательно включается в договор на выполнение подрядных
работ по реконструкции, капитальному ремонту и сносу зданий и
сооружений.
Порядок учета возвратных материалов устанавливается
исходя из условия, что все возвратные материалы принадлежат
собственнику ремонтируемого объекта (заказчику), а все затраты при
получении возвратных материалов и вся прибыль от их реализации
относятся на результаты его хозяйственной деятельности.
Во всех случаях стоимость возвратных материалов
определяется как цена их реализации на региональном рынке и не должна
увязываться с договорной сметной стоимостью подрядных
ремонтно-строительных работ ремонта или сноса объекта, на котором
получены эти возвратные материалы.
Отказ от учета возвратных сумм в договорной
стоимости подрядных работ по ремонту объекта основан на применении
современной технологии ремонтно-строительных работ, жестких технических
условиях, предъявляемых к качеству используемых материалов и их
сертификации, а также требований, установленных к долговечности,
работоспособности и качеству отремонтированных конструкций.
В договоре строительного подряда на реконструкцию и
ремонт рекомендуется фиксировать следующие условия и порядок
взаимоотношений заказчика и подрядчика в системе определения и
использования возвратных материалов:
- все возвратные материалы, получаемые на объекте ремонта, являются
собственностью заказчика (владельца объекта) и используются им по
своему усмотрению;
- стоимость возвратных материалов при формировании договорной
цены подрядных работ и в определении размера финансирования подрядчика
не учитывается;
- в сметной стоимости ремонта устанавливаются только затраты на
образование, перемещение и вывозку с объекта возвратных материалов и
строительного мусора;
- перечень и объем возвратных материалов определяется на основе
«норм выхода возвратных материалов» к работам по разборке конструкций и
оборудования;
- корректировка перечня и количества возвратных материалов,
полученных сметным расчетом, допускается только по взаимному соглашению
заказчика и подрядчика;
- применение возвратных материалов на объектах ремонт в любых
конструкциях допускается только по специальному разрешению заказчика и
с согласия подрядчика.
Рекомендации основаны на рыночной системе учета и
использования возвратных материалов и определяют ответственность
подрядчика за получение возвратных материалов и доставку их на склад
заказчика в перечне и объеме, установленном проектом, сметным расчетом
или двухсторонним актом, и обязательством заказчика оплатить все работы
по разборке конструкций и перемещению возвратных материалов и
строительного и мусора в установленные места в соответствии с проектом.
Все существенные положения соглашения сторон в
вопросах получения и использования возвратных материалов от разборки
конструкций и оборудования обязательно включаются в текст подрядного
договора на реконструкцию, ремонт или снос зданий и сооружений.
Порядок учета и реализации возвратных материалов рекомендуется принимать в зависимости от договорных условий:
- если в договоре и смете установлен объем получения и порядок
передачи заказчику возвратных материалов, то эти материалы в
номенклатуре и объеме доставляются на склад заказчика, а в смете
отражаются все затраты на эти работы;
- если в подрядном договоре не установлен объем возвратных
материалов отходов, то (по умолчанию) все материалы от разборки
конструкций и оборудования учитываются как строительный мусор, а
подрядчик может их перерабатывать и реализовывать по собственному
усмотрению;
- если в договоре оговаривается передача заказчиком подрядчику
возвратных материалов для использования на объекте ремонта и определена
их договорная цена, то эта сумма не исключается из договорной стоимости
подрядных работ, а расчеты между заказчиком и подрядчиком
осуществляются в соответствии с правилами учета поставок «материалов
заказчика» в строительстве.
Реализация материалов от разборки конструкций и
оборудования осуществляется заказчиком (владельцем объекта) по
договорным ценам в зависимости расчетных затрат на получение и
переработку возвратных материалов и от конъюнктуры регионального рынка
строительных материалов.
В настоящее время, на основе вышеуказанных
принципов, подготовлены современные рекомендации по сметной работе с
возвратными материалами в составе Сборника средних сметных норм и
расценок – СНИР «Разборка строительных конструкций и инженерного оборудования», 2006 г.
Рекомендации по учету и использованию возвратных
материалов в комплексе сметных норм и расценок СНИР «Разборка
конструкций» являются справочной сметно-информационной базой и не могут
использоваться как заказчиком, так и подрядчиком односторонне, в
бесспорном порядке.
Объем выхода возвратных материалов
В сметной документации на реконструкцию и
капитальный ремонт объемы выхода возвратных материалов и строительного
мусора рассчитывается на физические единицы изменения материальных
ресурсов, а также в массе (тоннах) возвратных материалов и выполняются
отдельным расчетом за итогом локальных смет.
Объем выхода материалов от разборки конструкций и
демонтажа инженерного оборудования (возврат материалов) обуславливается
наличием данного материала в разбираемой конструкции, теоретически
возможным получением этого материала для повторного использования при
принятой технологии разборки и техническим состоянием (износом)
материалов разбираемой конструкции.
Количество и номенклатура возвратных материалов на
объектах ремонта, реконструкции и сноса определяется «прямым счетом» –
на основе результатов натурного обследования объекта ремонта, или
«нормативным методом» – по сметным нормам выхода материалов и объемам
работ по разборке конструкций.
Определение объема получения возвратных материалов
«прямым счетом» выполняется в составе предпроектного обследования
строительных конструкций и инженерного оборудования ремонтируемого
здания. Выявление количества, качества и номенклатуры возвратных
материалов устанавливает комиссия в составе представителей заказчика и
проектной организации с привлечением специалистов необходимых
специальностей.
На основе обследования определяется сметные объемы
получения возвратных материалов на объекте реконструкции или ремонта и
принимается технология производства ремонтных работ, обеспечивающая
предусмотренный документацией выход повторно используемых материалов и
изделий.
Уточнение и корректировка объема получения
возвратных материалов проводятся в процессе передачи объекта ремонта в
работу от заказчика подрядчику. Обследование технического состояния
разбираемых конструкций и материалов от разборки, проводимое в процессе
передачи объекта ремонта подрядчику может выполнятся со вскрытием
конструкций или разборкой их элементов, для уточнения объем выхода и
качества возвратных материалов, а также возможности использования их на
данном объекте. Результаты уточнений сметных объемов возврата
материалов должны оформляться соответствующими актами, подписанными
заказчиком, подрядчиком и проектной организацией.
Инструкция по повторному использованию изделий,
оборудования и материалов в жилищно-коммунальном хозяйстве – ВСН
39-83(р) устанавливает следующие правила определения объема возвратных
материалов, учитываемого в сметной документации:
- «Объем выхода и стоимость годных для повторного использования
материалов и изделий должны устанавливаться в проектно-сметной
документации на объекты капитального ремонта, реконструкции и сноса на
основании норм выхода материалов и изделий. Объем выхода,
предусмотренный нормами, может быть уточнен проектной организацией по
данным предпроектного технического обследования. Из общего объема
выхода должны быть выделены материалы и изделия, подлежащие повторному
использованию на данном объекте».
Нормативное количество возвратных материалов на
объекте ремонта рассчитывается на основе объемов работ по разборке
строительных конструкций и инженерного оборудования и соответствующих
нормы выхода возвратных материалов, разработанных составе
сметно-нормативных баз на ремонтно-строительные работы.
Нормы выхода возвратных материалов и изделий от
разборки конструкций и демонтажа оборудования разрабатываются для работ
по разборке и демонтажу, на которых образуются материалы повторного
использования, вторичное сырье и строительный мусор.
Базовые нормы разработаны в составе СН 436-72 –
Нормы выхода материалов от разборки конструкций к сборнику № 8 ЕРЕР
«Работы по реконструкции промышленных зданий и сооружений» и были
использованы в сметно-нормативной базе 1984 г – ЕРЕР-84 с привязкой к
соответствующим сметным работам Сборника 46 «Работы по реконструкции
зданий и сооружений».
Нормы выхода материалов от разборки конструкций в
составе ЕРЕР-84 и ВРЕР-87 на ремонтно-строительные работы в
жилищно-коммунальном хозяйстве представлены в двух вариантах отражающих
техническое состояние разбираемых конструкций – «удовлетворительное» и
«неудовлетворительное». Как правило, при неудовлетворительном состоянии
конструкций выход годного к дальнейшему использованию материала
составляет половину нормы при удовлетворительном состоянии.
При разработке проектно-сметной документации в
нормах и расценках сметно-нормативной базы 1884 г. следует учитывать,
что нормы выхода материалов могут выявить только часть материалов
повторного применения. Основной объем возвратных материалов,
используемых на этом же объекте, образуется при включении в сметы работ
по смене, замене и ремонту конструкций и инженерного оборудования.
Таких норм в сметно-нормативной базе ВРЕР-87 на ремонтно-строительные
работы больше половины и в них предусмотрено использование «новых» и
«старых» (возвратных) материалов одновременно в восстанавливаемой
конструкции. Нормы выхода возвратных материалов для таких работ не
разрабатывались, поэтому установить нормативный объем выхода материалов
в сметах, разработанных с использованием сметных норм ВРЕР-87, не
представляется возможным.
Применение нормативного метода предусматривает
наличие профессионально разработанных сметных норм выхода материалов.
Нормы выхода материалов и изделий для объектов капитального ремонта
входили в состав элементных сметных норм на работы по разборке и смене
строительных конструкций и инженерного оборудования. В настоящее время
действуют и могут применяться в сметных расчетах нормативы следующих
документов:
- нормативная база 1884 г. – Нормы выхода материалов от разборки
конструкций к Сборнику 46 «Работы по реконструкции зданий и
сооружений»;
- нормативная база 1991 г. – Сборник сметных ном и расценок на
ремонтно-строительные работы СНиР-92р, утверждены приказом Минстроя РФ
от 23.07.86.№ 176;
- 2006 г. (без привязки к нормативным базам) – Сборник СНИР «Разборка конструкций», раздел «Нормы выхода возвратных материалов»
При применении современных норм СНИР «Разборка
конструкций» дополнительно при формировании объемов выхода возвратных
материалов для работ по разборке и демонтажу конструкций вводится
показатель – «коэффициент использования» возвратных материалов.
Коэффициент использования возвратных материалов (КИ
– в диапазоне от 1 до 0) представляет собой оценку технического
состояния материалов разбираемой конструкции с точки зрения их
повторного использования по основным потребительским свойствам: при КИ = 1 – состояние материалов хорошее и объем выхода равен нормативному; при КИ = 0 – состояние материала неудовлетворительное и весь объем возврата составляет строительный мусор.
Уточнение номенклатуры и количества возвратных
материалов проводится не только при передаче объекта подрядной
организации, но и в ходе выполнения ремонтно-строительных работ, а при
необходимости, должны проводиться повторные технические обследования
строительных конструкций. Результаты обследования оформляются актами
(подписанными заказчиком, подрядчиком и проектной организацией), на
основе которых выполняются сметные расчеты по выявленным дополнительным
работам.
Корректировка объемов выхода возвратных материалов,
а также окончательное количество и номенклатура возвратных материалов
(или коэффициент использования возвратных материалов) оформляются
дополнительными соглашениями к подрядному договору на ремонт объекта,
если в договоре имеется оговорка на внесение подобных изменений и
дополнений.
Читать продолжение: http://smet4uk.my1.ru/publ/2-1-0-3
Источник: http://www.stroit.ru/ |